Создание музыки. Пошаговый алгоритм

602a331c

Пошаговая схема создания музыки в любом стиле. В этой статье вы найдете наиболее популярные среди композиторов/продюсеров подходы к созданию музыки и песен.

Cоздание музыки это наиболее сложный вид музыкальной деятельности, который включает в себя множество побочных ( построение формы, голосоведение, гармония и т.д.).

С другой стороны это и самый легкий вид музыкальной деятельности – лишнее подтверждение этому примеры музыкально безграмотных людей, которые создали некоторые известные мелодии. Но в данном случае исключение лишь подтверждает правило. Поэтому если хитовые мелодии не преследуют Вас каждый день, то придется их “вылавливать” самим. А для этого нужно как следует поработать.

В общих чертах создание музыки это такой же процесс как создание здания, картины, книги и т.д.

Что отличает профессионала в любой сфере деятельности? — Умение видеть конечную цель.

Можно подходить к процессу создания музыки, как к процессу неподконтрольному разуму. А можно использовать весь свой потенциал и использовать разум для управления вдохновением.

Как показывает опыт самых разных композиторов – каждый из них в процессе практики вырабатывает определённую схему действий, которая помогает реализовывать свои идеи быстро и максимально качественно.

Попробую набросать примерный план работы над созданием музыки.

До того как мы начнем что-либо записывать, программировать, важно определиться с некоторыми вещами. Например: какой стилистики придерживаться, для какого состава будет писаться музыка, образный строй, возможно, это будет музыка к фильму – тогда необходимо ознакомиться с сюжетными линиями и пожеланиями режиссера. ( Существует множество случаев, когда автор музыки не видел или не читал произведения, на которое пишет музыку. В таком случае необходимо сформировать хотя бы общий образный строй произведения)

Условно существует три подхода используемых при сочинении музыки (так как музыка не математика, то такой подход достаточно упрощен):

сочинение мелодии

сочинение гармонии

сочинение ритма

При использовании первого алгоритм может быть примерно таким:

Определяем какой-тип мелодики нам нужен (песенный, речитативный, инструментальная мелодика, нетрадиционная интервальная и т.д). Очень важно знать в каком направлении двигаться. Мелодия может уже звучать в вашей голове, либо вы будете сочинять ее отталкиваясь от нужного образа. Но и том и другом случае Вам нужно четко знать какую мелодию Вам необходимо создать.
2. Определяемся с формой мелодии, ее ролью в масштабе произведения (монотематизм, сонатное развитие, симфоническое, песенное, импровизационное, остинатное).

Поскольку при таком методе композиции мелодия является главным средством для выражения идеи композитора, то необходимо учитывать ее возможности для развития в рамках формы. От того какой будет мелодия зависит 90 % всей остальной работы. Ритмика, гармонические и синтаксические особенности мелодии должны быть продуманы. После того как тема произведения готова можно мы может начать работу над остальными элементами фактуры.

3. Отбор гармонических средств

На выбор гармонии влияют многие факторы, главные из них – это стилистика мелодии, заложенный внутри нее гармонические связи, заранее предопределенная композитором стилистика. Гармония может дополнять мелодию, а может контрастировать-контрапунктировать ей.

4. Выбор фактуры

Зависит от выбранного состава и его возможностей. Также фактура будет зависеть от стилистики гармонии и образного строя мелодии. Сложные виды фактуры, сочетание полифонии с гомофонией хорошо использовать для выражения сложных, пространных образов. В тоже время несложная мелодия может быть изложена в рамках одной простой фактуры.

5. Работа с формой

На данном этапе необходимо логично выстроить отобранные выше приемы. Различные усложнения, нагнетания, уплотнения фактуры должны дополнять и создавать форму. Можно создать некий эскиз, в котором будут отмечены наиболее важные формообразующие элементы. Если в композиции несколько контрастных разделов, то придумываем мелодии для них, отталкиваясь от первой, таким образом, чтобы у мелодий было интонационной родство.

6. Аранжировка или инструментовка

Если Вы сочиняете сразу для определённого состава, то на этом этапе дорабатываете спорные моменты и вводите недостающие инструменты, если возникла такая необходимость. Если же вы сочиняли музыку для клавира или она есть только в вашей голове, тогда дальше вы либо делаете аранжировку либо отсылаете материал в простом виде аранжировщику.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *