Эксперты определили основные шаги нового Кабмина

602a331c

кабмин Опрошенные эксперты рассказали об основных шагах, которые необходимо незамедлительно предпринять коалиционному правительству

Кадровые перестановки в правительстве, анонсированные украинскими парламентариями 22 февраля, начали воплощаться в жизнь. Верховная Рада на своем заседании в понедельник, 24 февраля, продолжила освобождать от занимаемых должностей исполняющих обязанности украинских министров.

Так, вслед за уволенными в воскресенье главами МИД (Леонид Кожара), Минобразования и науки (Дмитрий Табачник) и Минздрава (Раиса Богатырева), в понедельник своих портфелей лишились и.о. министра социальной политики Наталья Королевская и и.о. министра культуры Леонид Новохатько.

На сегодня было запланировано утверждение нового состава Кабмина, в котором, по словам нардепа Виталия Немилостивого, никто из прежнего состава не сохранит свои посты. По последней информации — перенесено на четверг. Очевидно, что первостепенной задачей для нового министерского пула станет вывод страны из экономического коллапса и преодоление острых политических разногласий.

Forbes опросил авторитетных экономистов относительно того, какие шаги следует в первую очередь предпринять новому правительству

Пересмотр госбюджета

Первоочередной задачей все эксперты назвали пересмотр Госбюджета-2014 с целью максимального приближения главной сметы страны к существующей реальности, то есть – в сторону сокращения. Для этого предстоит разработать программу строгой бюджетной экономии.

«Абсолютно очевидно, что те макроэкономические параметры, которые были заложены в бюджет, уже не соответствуют сегодняшним реалиям и с точки зрения экономического роста, и с точки зрения инфляции, и с точки зрения дефицита государственного бюджета, – подчеркивает Олег Устенко, директор центра мировой экономики и международных отношений НАНУ. – В этом году дефицит госбюджета может значительно превысить «плохую» отметку в размере 5% от ВВП. Однозначно, это должно быть пересмотрено – и чем быстрее, тем лучше для экономики».

Нежизнеспособность основных бюджетных показателей подчеркнул в комментарии Forbes и Александр Жолудь, экономист Международного центра перспективных исследований. «Тот бюджет, который был [принят] в начале года, имеет завышенные планы по доходам. Он не выполняется, поэтому расходы делать не из чего. Необходимо снизить и доходы, и расходы, чтобы не было большого дефицита, и бюджет реально выполнялся», – уверен эксперт.

При этом собеседники Forbes предупреждают, что подобный шаг может нести в себе репутационные риски для высшего руководства страны. «К сожалению, он (откорректированный госбюджет. – Forbes) может не соответствовать тому популистскому запросу, который [существует] во многих странах мира, в том числе и в Украине, и не очень устраивает политиков, которые пытаются нравиться своему электорату, – отмечает Олег Устенко. – Но это нужно сделать, и надо быть готовым к тому, что снижение дефицита госбюджета может означать потерю электоральной поддержки».

Пересмотр фискальной политики

На основании более реалистичного закона о госбюджете новому украинскому правительству предстоит пересмотреть работу Министерства доходов и сборов, считает экс-министр финансов Украины Игорь Митюков. Прежде всего следует отказаться от авансового метода налогообложения и окончательно решить проблему невозмещенной задолженности по НДС. «Возможно, за счет выпуска долговых инструментов, обязательно оформив это как государственный долг», – уточняет он.

«При этом обязательно стоит либо продолжить сотрудничество с правительством России по дальнейшему выделению финансовых ресурсов, либо провести переговоры и возобновить сотрудничество с МВФ. Еще лучше – сделать и то, и другое», – говорит эксперт.

Получение кредитной поддержки от международных финансовых организаций

По словам Олега Устенко, следует немедленно направить запросы на получение кредитования в МВФ и в правительства некоторых государств: «Нужно подать немедленную заявку на сотрудничество с МВФ, приезд миссии МВФ и начало переговорного процесса. На мой взгляд, это надо сделать уже на этой неделе».

«Параллельно с этим, я думаю, будет целесообразно подать заявку о возможном получении финансирования со стороны Европейского Союза и США, – добавляет Устенко. – Нужно также продолжить диалог с Российской Федерацией о возможности сохранения полученной недавно скидки на газ. Также следует продолжать переговоры на предмет ее возможного финансирования в пуле кредиторов для Украины».

При этом переговоры с МВФ могут поставить украинское правительство перед необходимостью принятия еще одной непопулярной меры – повышения тарифов на газ для населения, напоминает Александр Жолудь. Однако получение денежной помощи сможет обеспечить Украине возможность мягкого сокращения внешнеторгового дефицита и выплат в ближайшие годы по внешним долгам, говорит эксперт.

Вместе с тем не стоит уповать на кредитные средства как на панацею от всех экономических проблем в долгосрочной перспективе, предупреждает Александр Пасхавер, президент Центра экономического развития. «На ближайшие пару месяцев это спасет экономику. После этого понадобятся шаги по ее реанимации, оздоровлению, чтобы она могла начать зарабатывать, – поясняет он. – Беспрерывно брать кредиты мы не можем. Эти шаги должны вернуть экономику в то состояние, в каком она была до прихода к власти тех людей, которые сейчас ее покидают».

Системные реформы

По мнению Олега Устенко, нужно избавиться от трех основных ограничений, существующих в Украине с точки зрения качества инвестиционного климата: коррупции, несовершенства судебной системы и административных барьеров на пути ведения бизнеса.

С ним солидарны и другие эксперты. Так, Александр Жолудь уверен, что проводить нужно и налоговую, и судебную, и медицинскую, и социальную реформы. «Судебная реформа нужна в первую очередь, потому что мы должны максимально быстро получить судебную систему, которая бы четко защищала право собственности. Это позволит инвесторам быть уверенными, что если они вложат в нашу страну деньги, то смогут не потерять свои активы в результате несправедливых судебных решений», – подчеркивает он.

Для этого, по мнению Александра Пасхавера, необходимо пресечь зависимость судебной власти от исполнительной. «Нужно что-то сделать в отношении честности судей. Для этого могут понадобиться революционные меры, – настаивает эксперт. – Возможно, не обвиняя никого конкретно, нужно сделать так, как поступает собственник, приходя в свою новую компанию: предложить всем судьям написать заявление об уходе и затем назначать их уже после нового обсуждения. Нам необходимо какое-то количество честных судей, без этого восстанавливать экономику невозможно».

Стабилизация банковского сектора

Для реализации действенных реформ в экономике следует стабилизировать работу финансовых учреждений, уверен Олег Устенко. «У НБУ есть все рычаги для этого. Начать со стресс-теста, притом провести его быстро. Нужно выявить, какой объем дополнительных капиталовложений необходимо направить на рекапитализацию каждого из банков для того, чтобы он мог относительно стабильно работать», – советует Устенко. Однако для того, чтобы подобные меры сработали, надо сделать НБУ более независимым, считает Игорь Митюков.

Стабилизация ситуации на валютном рынке

Укрепление банковской сферы в Украине невозможно без взвешенной валютной политики, отмечают эксперты. И в частности, это касается сохранения золотовалютных резервов страны, говорит Олег Устенко. «Их объем находится лишь немногим выше размера импорта на два ближайших месяца – менее $18 млрд. Пока в страну не зашли внешние кредиторы, основная задача в ближайший месяц – не потерять свой объем золотовалютных резервов», – подчеркивает он.

При этом Устенко считает, что украинскому центробанку необходимо в ближайшее время «отпустить» валютный курс. «Как ни сложно для политиков это принять, но нужно дать рынку формировать курс и не тратить на его поддержание золотовалютные резервы, – уверен эксперт. – Их сжигание мы проходили в 2008-2009 годах и в последние месяцы этого года. За прошлый месяц ЗВР сократились примерно на $2 млрд. Это очень быстрые и достаточно критичные для страны темпы».

По мнению Устенко, со временем рынок сам найдет свое равновесное состояние. «После того, как появится свободный ресурс в виде кредитных денег, можно будет думать, какой курс нужно поддерживать», – утверждает он.

Демонополизация экономики

Все озвученные выше меры могут оказаться малоэффективными при сохранении жесткой монополизации в основных сферах экономики, убеждены эксперты. «Нужно, чтобы антимонопольный комитет получил всю полноту действий для борьбы с монополиями, созданными бывшей властью, – считает Александр Пасхавер. – Необходимо наличие комиссии, которая бы проверила все крупные сделки, связанные со сменой собственника, начиная с 2010 года – насколько они были законными и добровольными. Если она обнаружит, что какие-то из них не соответствуют этим критериям, они должны быть аннулированы».

Согласен с Пасхавером и Игорь Митюков. «Необходимо сделать максимально прозрачной работу государственных монополий – «Укрнафты», «Укрзалізниці», а также НБУ и госучреждений, включая Аграрный фонд. Нужно регулярно публиковать их финансовую отчетность и начать реальную борьбу с коррупцией в сфере госуправления», – сказал Митюков в комментарии Forbes.

Борьба с коррупцией

Для успешной борьбы с коррупцией, по мнению Александра Пасхавера, необходимо скорейшее принятие антикоррупционного законопроекта. «Есть набор достаточно типичных действий, направленных на наведение порядка в «зараженном» коррупцией обществе. Но без обновления судебной системы они бессмысленны», – отмечает эксперт.

Идеологическая адаптация реформ

Однако инициируя и реализуя все реформы, новому правительству следует учитывать ментальные, исторические и экономические различия украинских регионов, считает Пасхавер. По его мнению, чтобы избежать идейного отторжения новаций Кабмина в ряде регионов, надо принять программу адаптации к новому руководству в восточных и южных регионах.

«Необходимо дать сигнал восточным и южным регионам, что новая власть считает своим приоритетом экономическую и социальную адаптацию этих регионов к новым условиям хозяйствования», – говорит эксперт.

«Это индустриальный пояс, который является депрессивным по объективным причинам: там не развиваются новые предпринимательские проекты. Их там очень мало, основная масса людей работает на предприятиях, значительная часть которых, по-видимому, сама по себе отомрет и уже отмирает. Это создает колоссальные трудности для населения, и именно это создает менталитет зависимости от собственников и желание, чтобы ничего не менялось», – поясняет Пасхавер.

По его мнению, для того чтобы снять эту зависимость, необходимо дать толчок развитию малого бизнеса. «Может быть, нужно попробовать популярные в странах Азии проекты по беззалоговому микрокредитованию для того, чтобы миллионы людей смогли попробовать вести свое дело. Также нужно вернуть этому региону налоговые льготы, возможно, объявив эти территории депрессивными, – перечисляет Пасхавер. – Необходимы стандартные меры социальной адаптации увольняемых людей, но они должны быть ориентированы на психотип человека индустриального пояса».

Главное, по мнению эксперта, это дать сигнал, что нынешняя власть считает своим приоритетом адаптацию именно индустриального пояса к новым условиям хозяйствования, к вхождению в европейское и мировое экономическое сообщество.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *