Виды речевых нарушений у детей: как распознать

602a331c

ребенок Существует много различных причин и, соответственно, видов нарушения речевого развития у детей. Способы коррекции и лечения этих состояний имеют существенные различия. Обрати на это внимание!

Наиболее простой и распространенный вариант речевых нарушений у детей – дислалия, когда наблюдается негрубое искажение произношения отдельных звуков. После курса логопедических занятий такой дефект достаточно успешно устраняется – просто нужно «научить» мышцы языка и губ определенным комбинациям для произнесения того или иного звука. При нарушениях иннервации периферического речевого аппарата (язык, губы, щеки) возникает дизартрия. Это достаточно тяжелое состояние, при котором кроме проблем в произношении звуков могут присутствовать изменения тембра, громкости, ритма, мелодики и интонации голоса. Обрати внимание: при этом виде расстройств могут наблюдаться нарушение тонуса языка и слюнотечение. Дизартрия обычно сопровождает тяжелые неврологические заболевания – ДЦП, органическое поражение мозга. При наличии дефекта строения артикуляционного аппарата (расщелина неба и т. д.) имеет место искаженное произнесение всех звуков речи. Речь невнятна, монотонна. Такое состояние называется ринолалией. В данном случае требуется консультация лора! Если ребенок к полутора годам не говорит совсем или в два-три года произносит отдельные слова с нарушением звукопроизношения, но при этом хорошо понимает речь взрослых, то данное речевое расстройство называется моторной алалией. Связано оно с поражением определенных речевых центров головного мозга. Чем раньше родители начнут бить тревогу и обратятся к логопеду и неврологу, тем лучше прогноз лечения. В противном случае ребенку грозят трудности при обучении в школе, вплоть до необходимости посещения специализированного учебного заведения. Гораздо реже речь ребенка не развивается из-за того, что он не может понять значения обращенных к нему слов. Такое состояние называется сенсорной алалией. Оно возникает  также при поражении определенных речевых центров головного мозга. Дети могут повторять слова за взрослыми, даже заучивать стишки и предложения, зачастую не понимая смысла того, что говорят. Поставить правильный диагноз бывает сложно, так как порой у таких деток сохраняется понимание на бытовом уровне. Это состояние нужно отличать от умственной отсталости, снижения слуха и пр. Такие малыши обязательно должны наблюдаться у невролога, заниматься с логопедом-дефектологом, побывать на приеме у сурдолога (для исключения нарушений слуха) и детского психиатра. Все вышеперечисленные варианты речевых нарушений имеют место в случаях, когда  речь ребенка с самого начала стала развиваться неправильно. Если же до определенного возраста этот процесс проходил удовлетворительно, а речевые расстройства возникли после перенесенного заболевания или травмы, то такое состояние называется афазией. В детском возрасте встречается элективный мутизм. Это немота, возникшая у владеющего речью ребенка как невротическое проявление. Но подобным образом могут начинаться и психиатрические заболевания. Обрати внимание! Отставание в речевом развитии может быть следствием задержки психического развития – и наоборот. Поэтому дети, у которых наблюдаются подобные проблемы с речью, должны быть протестированы специалистом на предмет интеллектуального развития. Это очень важно для решения вопроса о методах коррекции и выборе терапии.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *